«Прибытие» и необузданная мощь научной фантастики
V-kosmose.com

«Прибытие» и необузданная мощь научной фантастики

«Прибытие» и грубая сила умной научной фантастики

Лучший фильм этого года об инопланетянах с Эми Адамс в главной роли – это вдумчивое размышление о науке, языке и изменениях.

Вводные сцены нового научно-фантастичного фильма «Прибытие» приводят нас на знакомую территорию, где мы видим, как огромный космический корабль парит над городами нашей неспокойной планеты Земля.

Но вскоре фильм показывает, что история не собирается идти путем уже известных фильмов об инопланетянах. У космического корабля нет оружия. Нашей герой – лингвист. Складываются церебральные сюжетные головоломки. И процессия из тонких и интригующих идей, в конечном счете, расцветает в историю глубокого понимания и надежды.

«Прибытие» – это лучший научно-фантастический фильм этого года, потому что он делает то, что научной фантастике удается лучше всего. Он поощряет вдумчивую гипотезу и нестандартное мышление. Просит нас проецировать наши надежды и тревоги к какому-то воображаемому горизонту событий, а затем взглянуть к чему это приведет. После неспокойного, ужасного и спорного избирательного процесса, это тот фильм, который вы должны увидеть, переварить и обсуждать потом.

Предупреждение: Дальше будут некоторые спойлеры, но в них нет ничего нового, что вы бы не увидели в трейлере. И я буду держаться подальше от центральной тайны фильма.

Трейлер фильма:

Эми Адамс играет роль доктора Луизы Бэнкс – лингвиста, нанятого правительством США для общения с инопланетянами. Двенадцать космических кораблей (овоиды, напоминающие гигантские стручки семян) приземлились в разных странах по всему миру. Пришельцы не выказывают никаких признаков агрессии, но на планете различные нации реагируют по-разному. Многие занимают оборонительную позицию, пытаются забраться наверх и готовят оружие.

Бэнкс работает с математиком Яном Доннелли (Джереми Реннер), который надеется, что язык цифр поможет установить контакт с инопланетянами. Каждый день порталы кораблей открываются на короткое время, и земляне посылают внутрь свои делегации. Режиссер Дени Вильнев создал внутри корабля дизайн минимализма, внепространственного пространства с боковым движением силы тяжести. Это напоминает доисторическую пещеру, где наш вид впервые экспериментировал с языком и искусством.

В конце концов, мы видим инопланетян, но они ловко затемняются, что визуально подчеркивает повествование, использованное на протяжении всего фильма. «Прибытие» на самом деле не заинтересовано в инопланетянах. Создателей больше интересует наша реакция на пришельцев. Как мы будем общаться с Другими? Что именно мы выберем для общения и как это будет происходить?

Получается, что «Прибытие» – это фильм о коммуникации. «То, как мы говорим, определяет то, как мы думаем», – говорит Луиза, ссылаясь на ожесточенные споры в области лингвистики. Не углубляясь в сюжет, скажу, что инопланетяне дают нам новый вид языка и новый способ общения. Это язык, который придает смысл непосредственно без звука или речи и никак не связан со временем.

Очень приятно смотреть на взрослый научно-фантастический фильм. Он просит нас думать и предлагает вкусные тайны, касающиеся идеограммы, палиндромов, теории игр и значения числа 0.083.

Фильм говорит о том, что провидение движется загадочным образом (в стиле Голливуда). Фильм адресован тому нытью из подозрений (возможно, вы с этим сталкивались), которое обещает, что цифровой век быстро угаснет. Наши драгоценные устройства и сети не делают нас ближе. Наоборот, они разъединяют. Мы сидим в общественных местах, уставившись в крошеные экраны на ладонях.

Несмотря на богатство технологий, мы прекращаем общение. Мы проецированы на цифровые версии самих себя. Мы постоянно ломаемся и разделяемся, о чем говорят вечные конфликты в мире.

Такая вдумчивая научная фантастика как «Прибытие» может помочь нам разобраться в этой экзистенциальной дилемме. Жанр научной фантастики дает возможность по-новому посмотреть на людей и проблемы. Фильмы – это еще один способ для изменения культуры и коллективного сознания, которое выходит за пределы рациональности. И, когда появляется такой фильм как «Прибытие», на это стоит обратить внимание.