«Человек на Луне»: Райан Гослинг воскресил подвиг Нила Армстронга
V-kosmose.com

«Человек на Луне»: Райан Гослинг воскресил подвиг Нила Армстронга

Дэмьен Шазелл поражает своим видением драматичной истории Нила Армстронга, сыгранного Райаном Гослингом. Сценарий представляет собою адаптацию Джоша Сингера книги-биографии автора Джеймса Р. Хансена. Армстронгу суждено было стать первым человеком на Луне, воплощением американского космического прорыва и исследователем, отыскавшим Эдем и вернувшимся на Землю, чтобы не только разделить эту радость со всем человечеством, но и наблюдать, как мир постепенно теряет интерес к космическим путешествиям.

Фильм акцентируется на лунном полете, ставя его на полпути всего действия, а затем сосредотачивается на длинной и таинственной жизни Армстронга уже на Земле. Шазелл делает из Луны кульминацию и главное событие. Фильм наполнен удивительной радостью и восторгом. Стоит отдать должное этому экзистенциальному приключению, заставляющему нас обернуться и посмотреть на Землю с другого космического объекта. Есть замечательный кадр, где Армстронг ошеломленно смотрит на свой след, оставленный в лунной пыли.

Не обошлось в картине и без патриотических ноток. Видно, как Армстронг с товарищами потрясены советскими победами на космической арене, но Шазелл поставил точку запуском на Луну. И не обошлось без великолепной фразы: «Это маленький шаг для человека, но огромный для всего человечества». Правда в реальности есть намеки на то, что он оттачивал эту фразу в черновиках. Но эту ситуацию решили не раскручивать в фильме.

Гослинг показывает нам Армстронга в качестве крепкого порядочного интеллектуала с максимальной сдержанностью и спокойствием. Более того, фильм предполагает, что отсутствие нормального взрыва чувств имеет важное значение для успеха. Герой остается невозмутимым и сосредоточенным на космическом аппарате в условиях, где другие бы люди бились в панике и истерике.

Однако фильм все же не дает нам воспринимать Нила в качестве бесчувственного робота. В 1962 году у него умерла дочка Карен от опухоли мозга в возрасте 3 лет. Так он посвятил ей свой триумф? Или именно смерть ребенка сделала из героя фаталистически уравновешенного персонажа? Шазелл отвечает на эти вопросы довольно четко, когда за обеденным столом в разговоре с детьми Нил ведет себя как на пресс-конференции, говоря: «Есть ли еще вопросы?».

Фильм проводит нас к миссии 1960-х гг. сквозь боль неудачных запусков, провальных тестов и пожара в кабине, в результате которого погибли три члена экипажа Аполлона-1 (1967 год). Похороны становятся регулярной частью жизни НАСА, а черные костюмы и галстуки буквально не сходят с обликов главных героев. И астронавты не должны ладить. Например, Базза Олдрина показали, как невероятно шумного человека. Фильм также затрагивает тему того, стоило ли осуществлять дорогостоящий полет в трудный для периода страны, когда происходила борьба с расовой несправедливостью.

Но суть в том, что все эти провалы, несправедливость и споры – лишь определенные жертвы перед великим в истории человечества событием. Нет никаких компромиссов. Только совершенство. «Человек на Луне» оставляет довольно странное чувство в конце. Большая часть фильма ведет к величайшему моменту прорыва, после которого… пустота. Возникает вопрос: «А в чем смысл?».

Мы видели множество интересных фильмов об аспектах космической гонки. «Скрытые фигуры» раскрывают неописуемый вклад афроамериканских женщин в научную работу НАСА. «Аполлон-13» рассказывает о периоде падения после триумфа Армстронга. А «Человек на Луне» раскрывает сам полет. Премьера в России состоится 11 октября 2018 года.