Почему внеземные существа в научной фантастике изображают со щупальцами
V-kosmose.com

Почему внеземные существа в научной фантастике изображают со щупальцами

В научно-фантастическом фильме «Прибытие» Эми Адамс играет роль крутого лингвиста, способного общаться с многоногими пришельцами, названными гептаподами. Но неужели инопланетяне могут выглядеть именно так?

На первый взгляд, пришельцы из «Прибытия» выглядят более убедительно или «сложнее», чем другие виды из научно-фантастических фильмов. Почему? Ну, у этих существ есть щупальца и сложный язык общения. Кроме того, их язык настоящий, ведь его придумали специально для фильма.

В более ранних фильмах пришельцы кажутся скорее смешными и устарелыми. Согласитесь, что сложно поверить в реальность существования существ из «За гранью возможного», смахивающих больше на резиновых кукол. Но винить в «устаревании» образа нужно не современную науку, потому что не существует реальной биологической области, которая изучает потенциальный вид инопланетян.

Кроме того, с точки зрения реальной науки, контакт с разумной внеземной жизнью маловероятен и даже считается практически невозможным. Парадокс Ферми прямо заявляет, что мы не видим намеков на присутствие инопланетян в Млечном Пути, потому что их просто нет.

Выходит, так как разумных инопланетян никогда не существовало, не было и реальных научных исследований, которые могли бы предоставить возможные образы существ. На чем же основано предположение наличия у внеземных гостей щупальцев? Все основывается на логической мысли: известная нам жизнь развивалась бы в океане. Существа в океане располагают щупальцами. Поэтому более реалистичный образ пришельцев наделили космическими щупальцами.

В повести Теда Чана «История твоей жизни» (основа для сценария «Прибытия») главная героиня размышляет над проблемой общения с пришельцами. Она не удивлена, что у гептаподов есть щупальца, ведь благодаря кинематографу и книгам нам эта особенность кажется чем-то привычным.

В короткометражке 1977 года «Если бы львы могли говорить» писатель Пол Парк отмечает, что при попытке описать пришельца приходится брать за основу человечество и пропускать через призму фантазии. Он пишет:

«Слова, которые мы вкладываем в чужой рот, чувство в чужое сердце, инструменты в чужие руки, чем они могут быть, кроме как подражанием нашим словам?».

Гептаподы оказываются в повествовании, потому что в них просматривается нечто человеческое и притягательное, что заставляет забыть о жуткой внешности. Зрителю уже не интересно смотреть на чернила и надписи. Нас увлекает наличие у гептаподов сердца и эмоций.

Парк считает, что рассказы об инопланетянах показывают не только экзотических существ:

«Когда писатель представляет инопланетный вид, то экстраполирует то, на что будут похожи люди, если могли разделить морфологию пришельца».

Парк сумел создать интересную историю с удивительной идеей: представить пришельца, которого заставили стать человеком. История «Coelestis» рассказывает об инопланетянах, которых долгие годы принуждали изменить вид и стать людьми. В рассказе говорится о девушке Кэтрин, которая изначально не была человеком. И выходит, что сюжет построен на том, как пришелец вырабатывает в себе «чужие» качества.

Важно понимать, что у нас нет представлений о том, как думают или выглядят пришельцы, поэтому любой рассказ основан на фантазии и отталкивается от человеческой природы. В романе Станислава Лема «Солярис» вопрос о преодолении невозможных коммуникационных пробелов заканчивается печальным провалом.

Общение с гептаподами в «Прибытии» вызывает приятные чувства, потому что люди убеждены, что пришельцы реальны, и они находятся на одном уровне общения. Центральное место в сюжете отведено нюансам языка, что усиливает ощущение реальности.

Когда главная героиня пишет слово «человек» на доске в «Прибытии», то она держит зеркало для гептапода. И хотя отраженное существо обладает щупальцами, но в этих пришельцах заметно много человеческих характеристик.

[pt_view id="0efc7ffpiy"]