Расширение Вселенной: Хаббл или Леметр?

Расширяющаяся Вселенная: Хаббл или Леметр?

Вселенная > Расширяющая Вселенная: Хаббл или Леметр?

Есть предположение, что одно из важнейших открытий 20-го века стало заслугой не того человека. Сейчас думают, что понятие «постоянная Хаббла» (теория расширяющейся Вселенной) могло принадлежать бельгийскому священнику и космологу Жоржу Леметру. Как же так вышло? Возможно, все дело в скромности?

Практически целый век человечество твердо верило, что именно Эдвин Хаббл стал первым, кто в 1929 году объяснил универсальное расширение Вселенной, хотя он так и не получил Нобелевскую премию за работу. Свои выводы основывал на исследованиях Весто Слайфера, который использовал красное смещение. Хаббл понял: чем дальше расположена галактика, тем выше скорость удаления – постоянная Хаббла.

Расширяющая Вселенная: Хаббл или Леметр?

Но двумя годами ранее неприметный Жорж Леметр опубликовал те же выводы, причем также основанные на красных смещениях Слайфера.

Как же так вышло, что Леметр не получил заслуженного призвания? Скорее всего, дело в том, что статью напечатали на французском языке в довольно непопулярном бельгийском журнале. Об этом никто так бы и не узнал, если бы перевод не появился в «Ежемесячных известиях Королевского астрономического сообщества» в 1931 году. Интересно, что эта газета просто не учла расчетов Леметра в 1927 году! Конечно, были люди, знавшие о подобном положении вещей. Они критиковали не только редакторов, досталось и Хабблу.

Жорж Леметр и Альберт Эйнштейн

Но прежде чем лить поток критики и обвинять в воровстве, стоит отметить, что астрофизик Марио Ливио пересмотрел множество архивных писем и документов Королевского астрономического сообщества, а также архивы самого Леметра. Выяснилось, что отец при переводе сам пропустил эти важные отрывки. В одном из писем он даже написал: «Я решил не перепечатывать предварительное обсуждение лучевых скоростей, так как не счел их интересными. Кроме того, опустил геометрическую заметку, которая могла бы заменить старые представления на эту тему».

Теперь важно понять, почему Леметр отказался от заслуг по исследованию расширяющейся Вселенной. Может все дело в альтруизме? Ливио говорит: «Письмо Леметра интересно с психологической точки зрения и помогает сложить представление об ученых 20-х годов. Он не хотел добиться приоритетности своего открытия. Леметр заметил, что Хаббл предоставил отчеты в 1929 году и просто решил не повторяться в 1931».

Учитывая все это, можно смело переименовать телескоп Хаббла в «Телескоп скромности».