V-kosmose.com

Зачем ученые по поиску внеземного разума из SETI устроили арт-шоу

Зачем ученые по поиску внеземного разума из SETI устроили арт-шоу

В мае 2010 года Чарльз Линдсей встретился с Джилл Тартер, которая была бывшим директором SETI Research и вдохновителем фильма «Контакт». Они быстро подружились, и Тартер пригласила Линдсея прогуляться в обсерватории SETI в Северной Каролине.

Линдсей рассказывал:

«Мы оказались под морем звезд. Я обратился к Джилл и сказал, что у них есть 70 ведущих мировых астрономов, но почему-то нет ни одного художника».

Конечно, это кажется немного странным. Ведь, какая связь между поиском пришельцев и искусством. Но Тартер и Линдсей решили объединить свои таланты и создали на базе SETI программу «Художник в резиденции», где поучаствовали 10 художников, сотрудничающих с местными учеными в течение двух лет.

Главная цель – интеграция искусства и науки, а также расширение миссии SETI по изучению, пониманию и объяснению происхождения, природы и распространенности жизни в космическом пространстве.

Первую двухлетнюю выставку устроили в конце октября 2016 года. На ней представили работы, созданные при сотрудничестве ученых и художников. Линдсей уверен, что успех основан на глубокой взаимной связи, подкрепленной дружбой и желанием показать свой мир (мир искусства или науки).

Нет никаких правил в сотрудничестве ученых и художников. Идея не заключалась в обязательном отражении научной работы или подборе художественной основы для расширения поиска инопланетян.

Линдсей говорит:

«Мы не хотим, чтобы люди видели нечто конкретное. Нам хочется, чтобы зрители через искусство получили доступ к ученым и учреждениям, к которым ранее не могли достучаться».

Процесс создания одной из гравюр «Усыпанные поля» (Скотт Килдалл)

Процесс создания одной из гравюр «Усыпанные поля» (Скотт Килдалл)

Скотт Килдалл присоединился к программе в январе 2016 года. Он пишет программный код, преобразовывающий наборы данных в скульптуры, офорты, инсталляции и физические визуальные данные. Его работа «Усыпанные поля» создана при сотрудничестве со старшим научным сотрудником Питером Ценнискенсом, который также считается ведущим экспертом в области метеорных потоков и воздействий метеоритов.

Килдалл давно увлекается научной фантастикой и освоением космоса, поэтому не упустил шанс стать частью SETI:

«Движущей силой моей работы является неопределенность. Так как институт работает над передовыми космическими исследованиями, то в этой области много неизвестного».

Стремление через искусство передать концепции SETI нашло отражение в творчестве Даниэля Базо (один из авторов программы «Художник в резиденции»), Карла Йеркеса и Марко Пельхана. Три художника создали инсталляцию SOMNIUM, сочетающую свет, звук и робототехнику, чтобы вызвать эмоциональную и познавательную реакцию на миссию телескопа Кеплер. Они получали данные от Джона Дженкинса из НАСА, а также использовали ультразвуковое исследование кривых блеска в установке в реальном времени.

Базо говорит:

«Мы хотели взять материал, который считается примером тяжелой для понимания науки, и сделать его понятным и близким для людей, которые еще не воодушевлены этим. По сути, люди, которые не в восторге от экзопланет, считаются нашей целевой аудиторией».

Художник и психиатр Мартин Уилнер, чья работа основана на психоанализе, с 2002 года работал над одним проектом. Он общался с учеными, предлагал для обсуждения темы или предметы, а затем на основе ответов в переписке создавал портрет душевного состояния этого человека в течение месяца. Уилнер работал со многими учеными SETI.

Уилнер рассказывает:

«Одна из задач института – рассмотреть возможность встречи с внеземной жизнью. Поэтому я спрашивал, если мы потенциально сможем встретиться с другим существом, то как наладить контакт. Наше общение происходит с помощью языка, но это что-то большее, чем семантика и синтаксис. Речь идет об отношениях».

Работа Уилнера «Декабрь 2015: Джон Дженкинс»

Работа Уилнера «Декабрь 2015: Джон Дженкинс»

Для старшего научного сотрудника SETI Марка Шоуолтера этот проект показался интересным опытом. Он сам фотограф, который видит сходство между тем, как он думает об изображениях космического телескопа Хаббл, с реальными наблюдениями.

Шоуолтер говорит:

«Удивительно наблюдать, как художник хватается за идею, раскрывает тему, делает ее интересной и свежей, чтобы мы заново посмотрели на обыденные вещи. Это одна из самых больших радостей для меня в этой программе».