V-kosmose.com

Шитье в России

Шитье в России

В 1893 году на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго Министерство финансов представило образцы товаров, произведенных в России. Эти товары выставлялись в двух отдельных павильонах выставки, один из которых был посвящен производству и искусствам, а другой — женщинам. Первый павильон демонстрировал растущую индустриальную мощь России; в нем была представлена продукция фактически всех производственных отраслей, в том числе текстильной, металлургической и химической промышленности. К каждому экспонату прилагалось описание: краткая история фабрики, на которой он был произведен, статистика по рабочей силе, механике и сырью, потребовавшимся для его производства . В Женском павильоне все было иначе: другие страны привезли множество произведенных женщинами товаров , но в российской части можно было найти лишь бесчисленные образцы рукоделия (за незначительными исключениями) — от простейших предметов одежды, смотрите подробнее, до сложнейшей вышивки и вязания. Ни история производства образцов, представленных в Женском павильоне, ни статистика, сообщающая, сколько женщин работает в этой сфере, в каталог не вошли: он включал только бесконечные описания самих экспонатов.

Сложно было бы представить более яркий контраст между двумя павильонами. Статистика Производственного павильона учитывала работниц женского пола, но в каталоге фигурировали исключительно мужские имена. В результате работа, выполненная мужчинами, оказалась универсальным показателем технического прогресса, фактически аннулировав вклад, сделанный женщинами-работницами в развитие индустриализации в России. Представленная Россией выставка в Женском павильоне состояла из образцов, произведенных на дому, в монастыре или классной комнате, но не на фабрике.

Реальные условия, в которых женщины занимались рукоделием, считались слишком незначительными для того, чтобы быть учтенными в каталоге, хотя в нем подробно описывалось оборудование и указывалось количество сырья, которое требуется мужчинам для производства множества фабричных изделий, представленных в Производственном павильоне. Женщинам требовались лишь пара иголок, нитки и ткань. Таким образом, работы женщин, представленные на Всемирной Колумбовой выставке, относились к доиндустриальной эпохе и являлись своего рода шагом назад, в прошлое, к ранним формам мануфактурного производства, по сравнению с которым индустриальное производство представляло собой шаг в будущее.

Выборочный подход к представлению российских достижений на выставке отражает парадоксальность восприятия шитья как профессионального занятия в российской экономике. Несмотря на то, что в этой сфере работали представители обоих полов, шитье рассматривалось исключительно как женская работа. Хотя в течение второй половины XIX века число женщин, занятых в этой сфере в России, только возрастало, многие мужчины также зарабатывали на жизнь шитьем. Однако образцам, созданным усилиями портных-мужчин, не нашлось места ни в одном из павильонов Чикагской выставки. Более того, российские организаторы не представили товары, произведенные женщинами в других сферах, по всей видимости, полагая, что они не стоят внимания общественности. Таким образом, было подчеркнуто значение шитья как преимущественно женской работы. Выполняемое чаще всего дома, шитье являлось неотъемлемой частью домашних обязанностей женщин. Портновское ремесло давало им возможность зарабатывать, не выходя из дома и не становясь частью индустриальной машины, и тем самым сохранило их роль в семье. На Колумбовой выставке российское правительство хотело продемонстрировать миру именно этот романтизированный, домашний образ женщины.

Может показаться, что шитье как термин описывает простой акт работы с иголкой и ниткой, однако, в течение XVIII и XIX веков этот процесс значительно усложнился, о чем свидетельствовала Чикагская выставка . Еще 20 лет назад Анна Филлипс и Барбара Тейлор указали на то, что «определение ремесла имеет ярко выраженную гендерную характеристику… Ремесло далеко от того, чтобы быть объективным фактом экономики, и зачастую является идеологической категорией, навязываемой определенным типам работы за счет гендерной принадлежности и физической силы работников, которые ее исполняют» . Противоречивая природа шитья отражала изменяющиеся условия швейного производства и продолжающиеся диспуты о роли женщины в российском обществе. Таким образом, гендерная дифференциация шитья играла ключевую роль в развитии домашнего уклада и гендерного разделения труда в имперской России и в индустрии моды.